-
10813
Что такое жилищный сертификат
В России существует жилищный сертификат на покупку квартиры за счет субсидий. На эти цели из бюджета страны ежегодно выделяются миллиарды рублей. Давайте разберемся, что такое жилищный сертификат, где и как получить его и для всех ли россиян он доступен.
Жилищный сертификат или ГЖС – что это такое?
Жилищный сертификат (ГЖС) – это документ, выданный на имя гражданина из фиксированной категории льготников, который удостоверяет его право на субсидию для покупки квартиры. Сертификат можно как обменять на квартиру, если его номинал и стоимость недвижимости равнозначны, так и взять жилье подороже, добавив к ГЖС недостающую сумму.
Кто может получить жилищный сертификат?
Среди претендентов на сертификат на квартиру стоят граждане, которым нужно улучшить жилищные условия, и при этом они относятся к льготникам. Таковыми являются:
- ветераны ВОВ;
- граждане, пострадавшие от радиационной катастрофы в Чернобыле;
- проживающие на Крайнем Севере;
- военнослужащие и члены их семей;
- работники силовых ведомств (МКД, МЧС, национальная гвардия и т.д.), а также члены их семей;
- вынужденные переселенцы;
- граждане, переезжающие из Байконура;
- ученые в возрасте 35-40 лет.
Чтобы гражданин мог получить статус нуждающегося, ему нужно подходить по одному из следующих условий:
- отсутствие своего жилья;
- свое жилье имеется, однако по площади оно не соответствует тем нормам, которые приняты;
- квартира в наличии, но жить в ней нельзя и небезопасно (многоквартирник отнесен к аварийным зданиям);
- в квартире проживает несколько семей, в одной из которых есть тяжело больной гражданин с хроническим заболеванием, и жить с этим человеком под одной крышей не представляется возможным.
На какую сумму выдают жилищный сертификат?
В жилищном сертификате нет фиксированной денежной суммы, как, к примеру, у субсидии, которая выплачивается на погашение ипотечного займа. Номинал сертификата на покупку жилья зависит от нескольких факторов: условий утвержденной в России или регионе программы, а также от состава семьи и от норматива цены за квадратный метр по стране.
Стоимость одного квадратного метра жилья по утвержденному Минстроем РФ нормативу равна 93 457 рублей. Для некоторых регионов, например, для Москвы и северной столицы страны, Московской области и регионов Дальнего Востока, действует индексация, согласно которой утвержденный норматив умножается на повышающий коэффициент – 1,1, 1,15, 1,2.
На формирование номинала жилищного сертификата влияет также количество человек в семье и нормативы по площади. Например, 33 квадратных метра – это норма на одиноко проживающего гражданина. Если в семье два человека, то социальная норма повышается до 42 квадратов. От трех и более человек в семье норма на каждого по 18 квадратных метров. Так, в Свердловской области семье из двух человек будет выдан жилищный сертификат номиналом более 3,7 млн рублей (42 м2 * 93 457 рублей), а для аналогичной семьи, но из Москвы, номинал сертификата увеличат за счет повышающего коэффициента. Сумма составит около 4,7 млн рублей (42 м2 * 93 457 рублей * 1,2).
Как получить жилищный сертификат: пошаговая инструкция
Хотите стать обладателем жилищного сертификата? Тогда действуйте, согласно определенному алгоритму.
Шаг №1. Подготовить документы, чтобы участвовать в госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В перечень входят:
- Заполненное заявление (у военнослужащих – это рапорт) и согласие заявителя и членов его семьи на обработку персональных данных.
- Выписка о том, что заявитель стоит на учете, как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Эту выписку предоставляет орган, который учитывает и распределяет жилые помещения.
- Копия документа (при наличии), который подтверждает у заявителя законное право на дополнительную площадь.
- Копии паспорта заявителя и членов его семьи.
Ряд других документов, исходя из той категории льготников, к которой относится заявитель и члены его семьи. Подробный перечень указан в п. 19 второго раздела Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153.
Эти документы заявитель передает либо в воинскую часть, либо в органы местного самоуправления (ОМС) или учреждения федеральных органов. Это зависит опять же от того, каким именно льготником является заявитель. По результатам проведенной проверки заявителю приходит одобрение либо отказ в участии в госпрограмме.
Шаг №2. Получить подтверждение о том, что вас включили в госпрограмму на получение ГЖС
Каждый год составляются списки заявителей, имеющих право на государственный жилищный сертификат. Если гражданин получил уведомление и подтверждение, что он является участником государственной программы, ему нужно перейти к следующему шагу.
Шаг №3. Заполнить заявление и заявиться в список на сертификат на приобретение жилья
После подтверждения об участии заявителя в программе, ему нужно включиться в список на сертификат на жилье, обратившись к местным властям. В столице Урала, например, это Комитет по жилищной политике города Екатеринбурга.
Важно! Заявление нужно успеть передать в первые шесть месяцев года, который предшествует планируемому на получение сертификата на квартиру. Если вы собираетесь получить жилищный сертификат в 2026 году, то подать заявку необходимо до 1 июля 2025-го.
Государственные жилищные сертификаты издаются на основании приказа, поименно на всех, кто есть в списке на их получение. Сертификаты передают в ОМС до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о их выпуске.
Шаг №4. Собрать и направить документы на получение ГЖС. К ним относятся:
- заявление (рапорт – у военнослужащих) от гражданина о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт заявителя и членов его семьи;
- помещение, которое подлежит освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (если это помещение есть);
- данные, которые подтверждают родство между заявителем на ГЖС и лицами, которых он указал, как членов семьи;
- прочие документы, исходя из льготной категории заявителя.
Сертификат на жилье будет выдан органом местной власти в течение 60 дней с даты его поступления.
Получение жилищного сертификата в МФЦ
Многие интересуются, где еще получить жилищный сертификат? Если заявитель включен в госпрограмму и заявился в список на получение сертификата на покупку жилья, то забрать ГЖС можно и через МФЦ. Чтобы это сделать, нужно в офисе многофункционального центра заполнить заявление по установленному образцу и передать специалистам документы. Взамен выдается расписка о принятии документов, которые будут проверять два месяца. По итогам их рассмотрения власти выносят вердикт. Если он положительный, то вместе с ним заявитель получает жилищный сертификат, придя в офис многофункционального центра.
Как использовать жилищный сертификат?
Жилищный сертификат имеет установленный срок действия, а именно – 7 месяцев, к ценным бумагам отношения не имеет, обналичиванию и наследованию он не подлежит. ГЖС – именной документ. Собственно, на имя гражданина, владельца ГЖС, и открывается счет в банке, куда власти переводят денежную сумму. За время действия сертификата его владелец не только собирает документы и проверяет их в банке, но и подыскивает подходящий для покупки вариант.
К выбору квартиры нужно подойти с особым вниманием и обязательно сделать проверку недвижимости перед ее покупкой, чтобы обезопасить себя от возможных неприятных последствий. Проверить квартиру легко и доступно с помощью сервиса Н.Реестр. В отчете на основе выписки из ЕГРН вы сможете ознакомиться с основными характеристиками объекта и зарегистрированными правами на него, а также узнаете информацию об арестах, обременениях и ограничениях, если такие есть.
Важно! Сделку необходимо провести, пока действует ГЖС, чтобы сертификат не аннулировали и счет в кредитной организации не закрыли.
Сколько раз выдают жилищный сертификат?
Жилищный сертификат выдают человеку один раз в жизни. Им можно оплатить недвижимость как в строящемся доме, уже построенном многоквартирнике, так и в старом жилье. Главное условие – купить жилье с использованием ГЖС территориально в том субъекте, который занесен в сертификат. От того, какая именно недвижимость будет куплена, зависит какого типа договор с участием ГЖС будет заключен.
По жилью во вторичке стороны подписывают договор купли-продажи. А вот недвижимость в здании на этапе стройки предполагает заключение договора участия в долевом строительстве (ДДУ) или договора об уступке прав требований по ДДУ. И еще один важный момент: если в сертификате прописано несколько человек, то приобретаемая недвижимость обязательно оформляется в долях на всех, кто числится в ГЖС.
Какие проблемы могут возникнуть с жилищным сертификатом?
- Нарушены сроки сдачи сертификата на приобретение жилья в кредитную организацию. Несмотря на то, что жилищный сертификат действует 7 месяцев, определен срок сдачи его в банк – на это его владельцу выделяют 3 месяца. Гражданин сдает в банк сертификат, а также оформляет пакет документов: договор банковского счета и открытие счета. Если сертификат отдать в кредитную организацию позже, то она откажется его принимать. Тогда можно написать официальное письмо в орган власти, который выдавал сертификат на жилье, и попросить заменить ГЖС.
- Бывают случаи, когда в сертификате информация о владельце ГЖС или его родственниках указана с ошибками в ФИО, дате рождения, в данных паспорта. Если такое случилось, нужно обратиться в тот орган, который выдавал сертификат на покупку жилья, уведомить о выявленных неточностях и попросить перевыпустить ГЖС.