-
6249
Электронная закладная по ипотеке
Оформление многих документов сейчас автоматизировано: большинство из них можно сделать онлайн, какие-то справки организация запрашивает у уполномоченных органов самостоятельно. Например, с 2018 года после внесения изменений в ФЗ «Об ипотеке» стало возможным оформление электронной закладной.
Как оформляется электронная закладная по ипотеке и чем отличается от бумажной, рассмотрим в материале.
Особенности электронной закладной
Закладная по ипотеке подтверждает, что квартира находится в залоге у банка до тех пор, пока кредит не погасят полностью. Этот документ может быть бумажным или электронным.
- Электронная закладная идентична бумажной, имеет ту же юридическую силу и дает банку право изъять недвижимость, если заемщик перестанет выплачивать ипотеку.
- Электронный документ не нужно распечатывать: он хранится онлайн и подписывается при помощи ЭЦП.
- Электронные закладные хранятся только в депозитарии – банковском хранилище ценных бумаг, иногда даже в двух (в одном содержится информация о том, кто владеет закладной и где она находится, во втором документ непосредственно хранится). Депозитарий в случае с электронной закладной тоже цифровой. Владелец бумаги может менять депозитарий по своему усмотрению.
- Помимо основных сведений (ФИО заемщика, паспортные данные, СНИЛС, данные о кредитном договоре, сумма ипотеки и размер процентов, оценка рыночной стоимости квартиры и характеристики жилья), в электронной закладной указывают дополнительную информацию: наименование депозитария, в котором она хранится, электронная почта депозитария для связи и счет депо первого владельца закладной.
В некоторых случаях в электронную закладную по ипотеке включают дополнительные данные и условия сторон. Например, банк может указать, что в случае прекращения выплат по ипотеке он может изъять квартиру без суда.
Как оформить электронную закладную?
Формирование электронной закладной
Чтобы оформить электронную закладную, нужно внести необходимые сведения. Это делают банк и заемщик на портале Росреестра или в специальных онлайн-сервисах. Обе стороны должны проверить достоверность сведений и поставить подпись (ЭЦП).
Регистрация электронной закладной
Регистрация электронной закладной происходит в Росреестре. Банку нужно отправить заполненный сторонами документ, приложив заявление на выдачу закладной.
В Росреестр электронная закладная отправляется для проверки на соответствие указанных данных с информацией из договора по ипотеке. Если сотрудники Росреестра обнаружат ошибки, документ не зарегистрируют, процедуру приостановят. Тогда потребуется исправить ошибки и переоформить электронную закладную.
Отправка электронной закладной в депозитарий
Согласовав закладную, Росреестр самостоятельно отправляет ее в депозитарий, выбранный банком. Перед этим ведомство также подтверждает достоверность информации ЭЦП и вносит сведения о документе в запись об ипотеке.
Как аннулировать электронную закладную?
После полного погашения ипотечного кредита владелец квартиры хочет как можно скорее снять с нее обременение. Если с бумажной закладной потребуется проделать ряд процедур, чтобы признать ее недействительной, то с электронной закладной ничего делать не нужно.
Электронная закладная по ипотеке разъяснения о закрытии кредита не требует. Росреестр, получив информацию о погашении ипотеки, автоматически направляет сведения в депозитарий, после чего документ аннулируется.
Плюсы и минусы электронной закладной
Очевидно, что получать электронную закладную по ипотеке быстрее, проще и удобнее, чем бумажную.
Преимущества электронного документа:
- все данные заполняются онлайн: не нужно ехать в МФЦ, стоять в очереди, ждать, пока сотрудник сверит информацию;
- электронная закладная в Росреестр также отправляется онлайн;
- электронная закладная в отличие от бумажной не может быть утеряна, испорчена или уничтожена: она хранится на безопасных и надежных серверах и в любой момент времени отслеживается Росреестром;
- после погашения ипотеки не требуется аннулирование документа.
Из недостатков – необходимость получения электронной цифровой подписи. У банков ЭЦП есть, а заемщику придется оформить ее в центре, обязательно аккредитованном Минцифры. Стоимость получения ЭЦП для сделок с недвижимостью физлицу – 2000 рублей. Срок действия подписи ограничен, как правило, одним годом.
Электронная закладная по ипотеке избавляет заемщика от нескольких визитов в МФЦ и банк, освобождает время и дает дополнительную гарантию, что документ не потеряется и никто его не уничтожит. Чтобы получить такой документ при оформлении ипотеки, достаточно оформить ЭЦП и сообщить банку о желании иметь закладную именно в электронном формате.
Однако, прежде чем оформлять ипотеку, не забудьте проверить недвижимость. Иначе вы рискуете зря потратить время на подачу документов в банк. Закажите срочнный отчет на основе выписки ЕГРН на сайте Н.Реестр.
Сервис обладает официальной информацией из Единого государственного реестра недвижимости. Заказав отчет, вы узнаете, обманывает ли вас продавец, что он один собственник квартиры, сверите площадь, посмотрите на планировку и самое главное – уточните, есть ли обременения.
Жилье с обременениями, к примеру, под арестом продать невозможно. Банк не одобрит ипотеку на такую недвижимость. И тогда оформление кредита, в том числе электронной закладной, придется отложить.